Используются технологии uCoz

Певцов много, а Певцов один      Для меня доверие к режиссёру - это аксиома. 

          

Каждый раз, когда пытаюсь создать портрет человека, прежде всего, обращаюсь к делу, которому он посвятил свою жизнь, потому что ничто и никто так справедливо не оценит, так объективно не расскажет о любом из нас, нежели то, что составляет нашу суть. У художника - картины, у писателя - книги, у спортсмена - рекорды, а у актёра... - то впечатление зрителя, которое остаётся после спектакля...   

   

 Прежде чем поговорить с Дмитрием Анатольевичем Певцовым, я отправился в Ленком подряд на два спектакля: «Мистификация» и «Две женщины». Спектакли разные, режиссёры разные, но по мотивам русских классиков, и главное - оба с Дмитрием Певцовым. Позднее предзимье в Москве не лучшее время, Может быть, на окраине, где у снега есть шанс продержаться в первозданном виде хоть несколько часов, - иначе, а в центре... Сумрачном, несмотря на подсветку архитектурных достопримечательностей, с чёрными мокрыми улицами при морозе за десять, с чёрной и хмурой толпой, спешащей, стоящей на остановках, втекающей в горловины метро... Трудно остаться в благостном расположении духа... И эти буднично одетые люди так же деловито заполняют здание театра, а потом и знакомого нарочито мрачного зала... Нет ощущения преддверия праздника, грядущего чуда, всё никак не выветриваемого из души с детских, даже младенческих лет... Оно осталось, слава Богу, навсегда от посещения кукольного театра Сергея образцова и, главное, МХАТа...

   Но зал полон! Аншлаг! И публика живая, идущая за действием, поддерживающая его своим молчанием и смехом... особенно почему-то при появлении бутылки?! Как в первом, так и во втором спектакле... Мне довелось побывать в своё время на премьере «Мистификации» - фантазии Нины Садур по мотивам поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», и тем интереснее сравнить новое впечатление с давним. Классик, надо отметить, выдержал бесцеремонно облокотившегося на него современного автора, и Марк Захаров удивил зрителя, как он предполагал, этим спектаклем - это не догадки, это его заявление в одном из интервью после премьеры на вопрос, зачем на сцене всякие механические "штуки"... «Зрителя надо удивить!» Удивили. Но мы не предполагаем писать рецензию.

А вот Певцов? Он органичен в этом ансамбле актёров и, как всегда, элегантен и точен, и интонация его не сбивается на фальшь, хотя это весьма непросто, ибо Гоголь вынужден потесниться - это же пьеса лишь по мотивам... Но, очевидно, мотивы эти, берущие начало от Александра Пушкина, (как известно), весьма жизнестойки, и Певцов черпает из них по мере возможности, не нарушая новомодных "штучек", замышленных авторами... Бессмысленное дело - пересказывать спектакль. Мы лишь о впечатлении от актёра Певцова. И второй спектакль «Две женщины» не новый. Это тоже сценическая версия по пьесе классика - Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне», но здесь премьера у самого артиста - он впервые выходит на сцену в роли доктора Игнатия Ильича Шпигельского - это вынужденный ввод вместо выбывшего из представления артиста... Иван Сергеевич называл свою пьесу "невозможной в театральном смысле"... Но режиссёр Владимир Мирзоев - ищущий художник, и может быть, существование тургеневской драматургии в редких зарослях бамбука на сцене дало ей новые возможности, новую жизнь... Почему-то так тянет режиссёров не просто поставить классическую пьесу, а как бы подстраховать свои новые сценические идеи проверенным и талантливым текстом классиков... Хотя это, очевидно, совсем не предполагает удачу... Конечно, пластический рисунок, вылепленный Мирзоевым, интересен, но тургеневское прозрачное, нежно ранимое слово в этих экзотических зарослях на сцене так страдает от непонятного соседства, так вянет, так взывает к нам... Когда-то, лет семь назад, в Московском драматическом театре имени Станиславского Владимир Мирзоев с тем же соавтором, хореографом Ким Франк из Канады создали пластический спектакль с включением вокала «В поисках чудесного», и это было намного интереснее, потому что оказалось естественным применить для выражения новых идей новый язык, новые способы, новую пластику, в которой органично существовали четыре пары, состоящие из драматических актёров театра и танцовщиц Ансамбля Игоря Моисеева... Но и здесь, в этом новом пластическом спектакле «Две женщины» Дмитрий Певцов сразу же существует органично (по рамкам своей роли)... И чем дальше идёт действие, тем больше и больше становится разрыв между ним и остальными актёрами...

 

Опасное дело - ввод! Когда же начинается вторая часть спектакля, то уже совершенно очевидно, что лишь одна Елена Шанина может быть с ним в ансамбле, а остальные - увы!.. Как блистательно он строит свою роль, как великолепен его жест, его движение по сцене, его мимика, его артикуляция, его умение неуловимо как бы отстранится от происходящего и сказать нам: «Ну, посмотрите, что делается! Надо же!..» Даже странные задачи режиссёра, совершенно необязательные, как будто это клоунская вставка, с поглощением сырого яйца вместе со скорлупой, даже это, попросту сказать нелепое, Певцов умудряется обыграть с подтекстом: «Что делать, раз надо - съем!» Много лет назад в «Федре» Романа Виктюка Дмитрий Певцов в контрастной паре с отличным партнёром Алексеем Серебряковым поразил и покорил зрителей своим прекрасным владением телом, которое яснее слов выражает тончайшие оттенки переживаний. Он с тех пор настолько виртуозно и органично вписывает своё пластическое мастерство в порученные роли (кстати, не только в театре, но и в кино), что очевидно - Мирзоев правильно выбрал его на замену, но ошибся, как кажется, в одном - остальным не по силам стать партнёрами Певцову - и спектакль как бы перегруппировался, перекосился, не в обиду будет сказано, и остальные актёры, вроде, лишь подыгрывают Дмитрию Певцову в неглавной роли... ставшей самой яркой... и зрители сумели выразить это на поклонах, когда заставили его выйти одного на авансцену и устроили ему овацию...

 

Эту работу актёра, очевидно, следует показывать студентам в качестве учебного пособия, давать в замедленном движении и учить их копировать, как учат жаждущих стать художниками на рисунках с классических фигур... Но это к слову...

 А теперь мы с усталым после спектакля Дмитрием Певцовым мчимся в его новеньком "Рено" по Москве, и он так же виртуозен за рулём, как на сцене, и невозможно не восхититься:

 

  -  Дима, ты как-то уж лихо водить стал?!

 

  -  Так я ж теперь на ралли гоняюсь!

 

  -  На ралли?

 

  -  Да... это особая песня...

                                                           

  -  А что же Ольга говорит по этому поводу? Что Ноэми Семёновна?

 

  -  Ольга волнуется... за меня... переживает... А мама? Ну, мама... мама тоже волнуется...

 

   За те пятнадцать лет из его тридцати семи, что я знаю Дмитрия Певцова, ни разу не слыхал от него фальшивой ноты... Такой он человек... Это стало ясно всем с тех самых пор, как он возмутился публично в открытом письме недостойным отношением актёров "Таганки" к пришедшему в театр Анатолию Эфросу... Его голос стал слышным и узнаваемым в стране... И всегда он оставался человеком с незапятнанной репутацией и чистым голосом и умеющим по-настоящему дружить...

 

 -  Как же ты попал в гонки?

 

 -  Получилось так... случайно, но ничего случайного в жизни не бывает... В России и в Советском Союзе ещё существовали шоссейные кольцевые гонки... Там были разные классы гонок... Супертуризм, туризм, формула 3000, но никогда не было класса «Кубок Поло», а в Европе давно существуют такие шоссейно-кольцевые гонки по этому классу... У всех участников одни и те же машины «Фольксваген Поло», но переделанные для соревнований... Вот те, кто занимаются сервисом «Фольксваген» решили организовать такой кубок... Гонки проходят в Питере, в Москве на Воробьёвых горах и в Подмосковном Мячиково... И им нужен был "промоушен" - так теперь говорят... Объявилось много желающих участвовать в этих гонках... Машины продавали и спортивным командам, и частным лицам (богатеньким) для участия в гонках... И, чтобы привлечь прессу и телевидение, меня попросили быть "лицом кубка"... А мне за это дают бесплатно машину и обслуживание на время участия в гонках... И моя задача была не занимать места, а просто доехать до финиша... Всего было шесть этапов... И это отдельная история, как я проходил инструктаж и с каким ужасом начинал "гоняться"... Это совсем особый мир, особые люди со своими интересами... Никакого отношения это не имеет ник театру, ни к искусству, но мне было очень интересно и давало большую разрядку... переключение, отдых... И я вдруг почувствовал, что мне интересно, возник азарт, я стал обгонять и стал приходить к финишу с очками... Я научился на 120 входить в поворот и чувствовать снос машины всеми четырьмя колёсами и в то же время управлять ею... Новые ощущения, другой, совершенно другой мир...

 

  -  А может быть, накопилась усталость однообразия? Ты сейчас в отличной форме, на вершине популярности, и не задумывался ли о том, что начинаются повторения - год за годом, спектакль за спектаклем. Фильм, ещё фильм, ещё фильм... Тебе не хочется самому поставить спектакль, снять картину - изменить свой профиль... Ведь бывает так, что, кажется, ты один тащишь целый спектакль... от несогласия с режиссёром не хочется самому попробовать иное амплуа? Ведь у тебя огромный опыт, и теперь ты бы мог поставить спектакль, в котором твои возможности использовались бы максимально, твои актёрские возможности в твоём спектакле?

 

  -  Нет. Для меня главное - процесс... Счастье - это не нечто одномоментное...

 Вот в процессе работы в спектакле, съёмок я получаю удовлетворение - это счастье... Бывает несогласие с режиссёром... Вот как в «Женитьбе Фигаро»... Я там себя чувствовал не в своей тарелке, но!.. Всегда полностью доверяюсь режиссёру, потому что уже знаю, что ничего хорошего не получается, когда я хоть чуть-чуть не верю режиссёру... Тут начинаются мои собственные сомнения, рефлексия... и всё: рушится всё то, на чём основан мой способ существования на сцене. Для меня очень важен период, когда я полностью "отдаюсь" режиссёру - он лепит с моей помощью некий рисунок, потом я выхожу на зрителя, и уже общаясь со зрителем, понимаю, что организм начинает выдавать какие-то подарки, какие-то вещи, которые не могли родиться ни у режиссёра, ни у меня до этого общения - головой это не придумаешь... Поэтому для меня доверие к режиссёру - это аксиома. У меня были случаи, когда я начинал сомневаться в режиссёре, - ничего хорошего из этого не выходило. Я не режиссёр - это другая профессия. Я не вижу себя со стороны, я вижу себя изнутри, и я не вижу сам себя, как режиссёр... Поэтому у меня нет претензий к режиссуре... Вот Захаров придумал, что наш Чичиков не маленький, смешной с брюшком человечек, а такой... вполне нормальный... И Чичиков решил, не преступая закона, заработать денег... Но в этой стране, всё закончилось печально... Марк Анатольевич эту историю делал, и я в ней участвую, и она мне, в принципе, нравится. Часто актёры уходят в режиссуру от невостребованности, оттого, что им кажется, что они могут больше того, что им даёт работающий с ними режиссёр... Я отношусь к этому по-другому...

 

  -  У тебя не может быть такого ощущения, потому что ты играешь много...

 

  -  Да, я играю много ролей и в кино, и в разных театрах, поэтому в одном спектакле я один, в другом - другой... Использую как бы разные свои грани...

 

  -  Тебе неудобно сказать таланта! Но Бог тебе ко всем твоим достоинствам дал ещё и огромную поддержку: работоспособность!

 

   - Да. Я люблю работать.

 

  
 Думаю, что это не случайно. Анатолий Иванович подавал сыну, как раньше говорили, личный пример - он тренер в конноспортивной школе, и Дмитрий с детства знал, что такое настоящая тренировка, какой ценой достаются удачи... Может быть, наблюдая за грациозными животными, он невольно постигал красоту пластики, и там истоки его совершенства в этой области.
                            

 

 -  Дима, понятно, что свободного времени нет,  а всё же...

 

  -  Да, отдушина необходима... друзья... А  неожиданно год назад я начал записывать песни!

                          

  -  Действительно, неожиданно...

 

  -  Да, я понял, что это совершенно другой вид искусства, и звук, которым надо учиться владеть, может так же воздействовать на зрителя, на слушателя, как текст, как спектакль. Мне это показалось очень интересным: овладеть этим звуком, этими нотами...

 

  -  А что это за песни? Ретро? Современные?

 

  -  Пока это один композитор, Николай Парфенюк, я с ним работаю. Он пишет музыку для фильмов, для спектаклей, для шоу, и пишет свои песни...

 

  -  А стихи?

 

  -  Иногда сам пишет стихи, иногда на его музыку кто-то пишет... Сейчас будет выходить диск «Поют актёры Ленкома» и есть в проекте мой сольный диск... Это очень увлекательно...

 

  -  Я понимаю, что концерты, которые ты даёшь, требуют особой режиссуры?

 

  -  Да. Но это моя внутренняя режиссура. Я в течение двух часов очень хорошо чувствую, как распределяется внимание... Я каждый раз не знаю, как вечер пойдёт. Всё зависит от зрителя, от зала. Это опасно с одной стороны, но мне интересно. Езжу по всем городам и весям...

 

  -  Хотелось бы тебя увидеть в этом новом качестве. А Ольгу не пытался привлекать? Возникла бы другая драматургия на сцене?..

 

  -  Пробовал. Конечно, это ещё интереснее, это и ещё сложнее, но я её берегу, потому что физически очень тяжело - переезды, гостиницы, условия не идеальные... Берегу жену.

 

  -  Так что у тебя моноспектакль... Когда поёт драматический актёр, он совершенно по-другому раскрывается. Думаю, что участие Ольги в таком дуэте было бы интересным. Но и она загружена основательно - это дополнительные трудности... Хотелось бы написать о ней отдельно, но пока скажи хоть несколько слов...

 

  -  Вместе мы снялись в сериале «Остановка по требованию», а у себя в театре Современник она теперь играет в чеховских «Трёх сёстрах» Ольгу...

  -  И как?

 

  -  По-моему, удача! Ольга победила и себя, и спектакль. Её просто не узнать! Чехов - очень зашифрованный автор, его очень сложно ставить, и мало кто это умеет... Ольга молодец!

 

  -  Ты на похвалы скуп. Значит, надо идти смотреть... А что с кино?

 

  -  В течение месяца снимался сразу в трёх фильмах... Продолжение «Остановка по требованию» и ещё два фильма - ночные съёмки в одном, час сна, если успевал, и дневные съёмки в другом... Но там снимался актёр, которого я боготворю, и который для меня загадка - Алексей Петренко, а в другом фильме Николай Караченцов, Юра Беляев, Дмитрий Марьянов - такая четвёрка... «Операция обречённых» называется...

 

  -  А интересные сценарии попадаются, предлагают? Такие, чтобы: ах!

 

  -  Был недавно один такой сценарий, но снялся в фильме другой актёр... Режиссёр меня не увидел в этой роли, а так...

 

  -  Всё в среднем!?

 

  -  Да. Выходит так...

 

   Москва давно затихла. Время незаметно утекает... А вопросы никогда не кончаются... И я не даром спрашивал замечательного актёра о собственной режиссуре - мне всё кажется, что используют его вполсилы, что не раскрывается он до конца, как мог бы при условии, но... Он так много снимается и играет, что, вероятно, выпадет удача. Должна. Потому что время утекает. Разве его затормозишь!..

Ничего случайного в жизни не бывает.

 

 

Автор Михаил Садовский (интервью - ноябрь 2001) 

Материал опубликован на сайте http://www.peoples.ru/

 

 

 

         

            

 

 

 

     дальше                                   назад