Используются технологии uCoz

Всё впереди...  Все мои главные роли впереди, и я пока ещё, по-существу, ничего не сделал.    

Дмитрий Певцов по-настоящему удивил меня в спектакле «Квартет», поставленным греком Терзопулосом по «Опасным связям» Шодерло де Лакло. Удивил своей почти животной органикой, пластикой, своим умением преображаться, ибо играл в одном лице и мужчину, и женщину, и соблазнителя, и его жертву. Дерзкий грек отказался от декораций, наложил на лица Певцова и Демидовой какой-то странный, не соотносящийся с действительностью грим, и сотворил театральный шедевр. От Певцова нельзя было отвести глаз, потому что это был уже не Певцов, а некто, даже нечто, какая-то актерская субстанция.

 

  -  И насколько в этом спектакле Вам удалось прочувствовать женскую сущность?

 

  -  Трудно ответить на этот вопрос. Женщины однозначно нравятся мне больше, чем мужчины. А насчет сущности... Существовала конкретная задача, конкретный спектакль, где два актёра работали за четверых, и побывать в шкуре женщины было интересно и сложно одновременно (я, кстати, играл сразу двух женщин - Мертей и Воланж). Для меня «Федра» и «Квартет» до сих пор остаются самыми тяжёлыми и глубокими спектаклями.

Это главные мои достижения, ничего лучше я пока не сыграл.

 

  -  А Чичиков в «Мистификации»?

 

  -  Я не считаю эту роль своей актёрской победой.

 

  -  А Фигаро?

 

  -  Тем более.

 

  -  Насколько непросто Вам было браться за эту роль после Андрея Миронова?

 

 -  Когда брался, я и не думал сравнивать себя с человеком, который вошёл в анналы российского театра и кино, это было бы нелепо.

Я просто выполнил задачу, поставленную режиссёром.

И потом, я осознаю, что я такой, каким создали меня Господь Бог и папа с мамой. Моя индивидуальность совсем не такая, как у Андрея Миронова. Так что, даже если бы я хотел сыграть, как он, из этого бы ничего не вышло. Я - другой человек, и спектакль тоже уже другой. Мне он всегда нравился, в первую очередь потому, что приносил радость зрителям, а мою роль как раз может сыграть любой профессиональный актёр.

 

  -  Как-то вы излишне скептичны к себе, Вас послушать, так выходит, что Вы просто послушно выполняете режиссёрские указания...

 

  -  Я лишь реально смотрю на вещи и звёзд с неба не хватаю. Конечно, какая-то мера таланта, наверное, присутствует, а может, мне это только кажется. А вот подчинение воли режиссёра никак не связано с моей самооценкой, это мой метод работы в театре. Если я не доверяю режиссёру, сбиваются ориентиры, и очень сложно работать. Поэтому я предпочитаю полностью отдаваться человеку, с которым делаю спектакль. Я строю роль, исходя из его представлений о ней, а потом подключается собственный актёрский организм и выдаёт какие-то неожиданные решения, находки. Я не говорю, что не достоин тех ролей, которые играю, но когда по приходе в "Ленком" меня ввели на роль Гамлета, я прекрасно понимал, что не дорос до нее, внутренне, по-человечески. Потому что можно играть многое, исходя из собственной фантазии, но для меня очевидно, что есть образы, за которые нельзя браться, не достигнув, по крайней мере, определённого возраста.

 

   ... все мои главные роли впереди, и я пока ещё, по существу, ничего не сделал...

 

  -  А как получилось, что в театре Вы играете, в основном, классику?

 

  -  Сложно отвечать за людей, которые приглашают меня в спектакли. Я никогда не мечтал ни о каких ролях, хотя нет, еще в студии хотел сыграть нечто звероподобное, и это воплотилось в роли Собакевича. А вообще, играю что дают. Для меня не имеет значения эпоха, мировоззрение, жанр, лишь бы было не скучно, и с героем по ходу действия происходили серьёзные психологические изменения.

 

  -  По большому счёту, очень многое в нашей жизни решают счастливые встречи. У Вас такая встреча, похоже, тоже была. Я имею ввиду недолгую работу с Эфросом. Насколько сильно он повлиял на Вас?

 

  -  Вначале, наверное, это никак не проявилось, потому что я не сразу понял, как мне повезло, с кем вообще я работаю. И вот недавно какая-то женщина принесла в Ленком фотографию: Таганка, репетиция "Мизантропа", я стою на коленях, а рядом Эфрос, что-то мне объясняющий. И вдруг я начинаю вспоминать, что всё это было, анализирую ощущения, которые испытал при работе с Эфросом. И понимаю: это был полёт, счастье.

В какой-то мере я - продукт тех людей, с которыми работал.

Я учился у них профессии, иногда - жизни, хотя эти два понятия очень четко разделяю.

                                                             

  -  Но работа с такими мэтрами, как Эфрос, Захаров, Виктюк, и над такими ролями предполагает планку, ниже которой нельзя опускаться?

 

  -  Сейчас мне тяжелее играть в спектаклях, которые выпускались 7 или 8 лет назад, но у меня такое ощущение, что все мои главные роли впереди, и я пока ещё, по существу, ничего не сделал.

 

  -  Вы упомянули, что очень чётко разделяете профессию и жизнь...

                         

  -  Да, я не являюсь артистом с дифференцированной психикой, который входит в образ, потом не может из него выйти и раз в 12 месяцев проходит лечение в психиатрической клинике. Я - нормальный, здоровый человек со спортивным прошлым и отношусь к профессии очень функционально. Хотя какие-то рефлексы, какой-то тончайший механизм перехода одного состояния в другое есть. Например, я могу, стоя в шаге от сцены зевать или рассказывать анекдот, но, когда я этот шаг делаю, происходят вещи, мне самому непонятные.

 

  -  После «Бандитского Петербурга» Ваша популярность стала просто ошеломляющей...

 

  -  И, тем не менее, кино для меня, как правило, лишь способ заработать деньги. Хотя бывают случаи, когда оно становится актом творчества, когда мне безумно интересно, но такое происходит нечасто.

 

  -  Но именно кино делает актёра известным.

 

  -  Как там говорят: чтобы смеяться над деньгами, их нужно для начала иметь? Так вот, чтобы реально относиться к популярности, надо быть популярным. Когда я был молодой. то очень хотел, чтобы меня узнавали, ради этого после спектакля спускался в метро и ехал в набитом вагоне. Правда, безуспешно - никто не узнавал. Сейчас я уже сыт этим и понимаю, что артист, в принципе, должен быть известен, это составляющая часть профессии, но отнюдь не главная. Главное то, что происходит в театре, когда ты выходишь на сцену и чувствуешь некий контакт со зрительным залом, секунды власти над ним. После этого я понимаю, почему люди так рвутся в политику: эти секунды дорогого стоят. Эти 800 человек - мои, я знаю, что они будут следить за всем, что я делаю, я могу повести их туда, куда мне захочется. Это один из главных наркотиков театра.

Плюс талантливая режиссура и хорошее произведение дают возможность для внутренних импровизаций. А это безумно интересно: вроде бы в каждом спектакле идешь по одной и той же дороге, а на самом деле находишь все новые и новые тропинки. Этот процесс невозможно ничем заменить, никаким кино, поэтому есть примеры замечательных актёров, которые не стали популярными, но при этом они самодостаточны, блистательны и известны в нашем узком кругу. Кроме того, у меня есть прекрасная семья, работа, которую я люблю, хороший дом, что еще нужно человеку под старость? Можно и без популярности обойтись.

 

  -  В каком-то интервью Вы назвали своей любимой одеждой шапку- невидимку...

 

  -  Желание быть на виду у меня пропало еще лет пять назад, и сейчас я с большим удовольствием еду за границу, где меня никто не узнаёт. Мне нравится быть самим собой в толпе, когда никто не пристает, не указывает пальцем, потому что, к сожалению, тактичных людей у нас в процентном отношении гораздо меньше, чем всяких уродов.

 

  -  У Вас, конечно, есть фанатки?

 

  -  Есть, но в парадных не дежурят, кислотой не брызгаются. Пишут письма. А тут одна девушка появилась, не знаю, чем она занимается, но вот уже некоторое время ходит на каждый спектакль, сидит в первом ряду и дарит мне лилию. Но я с радостью отметил, что если вначале она смотрела только на меня, то через два месяца стала смотреть спектакль и реагировать на происходящее на сцене. Может потом это кумирство перерастет в любовь к театру.

 

  -  Сергей Проханов отмечал, что Вы - замечательный партнёр. А насколько важен партнёр для Вас, и какой смысл Вы вообще вкладываете в понятие "партнерство"?

 

  -  С хорошим партнёром, несомненно, приятнее играть, чем с плохим. А в чём заключается партнерство? Ну, вот вы, грубо говоря, приходите одна в ресторан. Все столики заняты, свободно одно только место. Напротив вас сидит человек и ест, тупо уставившись в тарелку. Вот это плохой партнер, а если он оторвётся от своего занятия и сумеет поддержать разговор, сделать этот ужин приятным, то это, соответственно, партнер хороший. В театре то же самое. Я в принципе, могу играть и без партнера, у меня был опыт, научился. Но хороший партнер - это большая удача, это радость для меня и радость для зрителя. Существует ведь много каких-то скрытых от публики вещей - подколы, игры. А зритель часто реагирует не на то, как артист играет, а на то, что он чувствует во время игры, его настроение передается залу.

 

   

    ... с кем бы я ни вышел на сцену, я не наблюдаю за тем, переигрывают меня или нет...

  

  -  А не возникало ли у Вас порой дискомфортное впечатление, что Вас переигрывают?

 

  -  Когда я пришёл по окончании института на Таганку, мне было 22 года, и Виктюк пригласил меня в спектакль "Федра". На вторую репетицию пришла Алла Демидова, и я помню свой ужас, свою скованность, когда мы сели за стол и стали читать пьесу. Я понимал, что рядом сидит глыба советского театра, и я никто и ничто по сравнению с ней. Через год репетиций пришло осознание того, что на сцене абсолютно не важно, кто ты - народный артист, заслуженный, старый, молодой, -  существует лишь энергия, талант. То есть, конечно, существует опыт, но очень часто даже он не может ничего противопоставить энергии и таланту. И в какой-то момент я почувствовал в сцене с Аллой Сергеевной, что зритель мой, не её, а мой. С этого дня все мои комплексы по поводу партнёров пропали. С кем бы я ни вышел на сцену, я не наблюдаю за тем, переигрывают меня или нет, я стараюсь получить удовольствие от того, что делаю. И чем сильнее актёр, тем больше азарт, тем любопытнее мне работать с ним. Я в детстве, когда занимался каратэ, всё время искал драки, причём мне было неинтересно драться с одним человеком, нет, мне бы трое, четверо. До сих пор этот азарт остался. Чем сложнее задача, тем интереснее её решить.

 

  -  То есть, вы азартный человек?

 

  -  В профессии. А так нет, абсолютно. Помню, мы были в Риге на гастролях, нам выдали в казино бесплатные жетоны на 50 долларов и сказали: "Играйте". Все пошли играть, а я пошёл в кассу и поменял их на деньги. Вот вам и весь азарт.

 

  -  Вы нередко, по крайней мере, в кино, играете со своей женой Ольгой Дроздовой. Вдвоём вам комфортнее?

 

  -  Играть с близким человеком - это палка о двух концах: с одной стороны, существует любящий глаз, который может тебя корректировать, с другой - больше ответственности. Если сам что-то напортачишь - это ударит и по ней.

 

  -  Встреча с Ольгой изменила вашу жизнь?

 

   -  Она наполнила её смыслом, до этого - так, половинка ходила.

 

  -  В последнее время вы всё чаще появляетесь с гитарой, пением балуетесь?

 

  -  Да, немного. В основном, моя аудитория - близкие. Думаю, когда профессиональная деятельность сведётся к нулю, когда я, наконец, остановлюсь, то засяду в библиотеке, буду читать книги и слушать любимую музыку. А сейчас у меня такой возможности, да, наверное, и желания нет.

 

С кем бы я не вышел на сцену, я не наблюдаю за тем, переигрывают меня или нет.

Автор Евгений Голубовский
интервью журналу "Пассаж", апрель 2001

 

Материал опубликован на сайте http://www.odessapassage.com/

 

 

 

  Ещё!                     Хватит...